
Автор: Марта Леви
Почему россияне готовы запасаться игристым уже сейчас: Новый год подорожает на 30%
С 1 января 2026 года ожидается сильное повышение акцизов на алкоголь. Эксперты предупреждают: ноябрь-декабрь могут стать последней возможностью купить шампанское по «старым» ценам — если успеть до конца года. Согласно законопроекту, ставка для игристых вин увеличится на 8,9%. Это означает, что бутылка привычного «Советского шампанского» или импортного Prosecco может подорожать на 100–200 рублей уже в первые дни нового года. При этом, как выяснили журналисты, многие розничные сети планируют свернуть традиционные предновогодние скидки, чтобы компенсировать будущие издержки. Об этом пишет издание СМИ2.
«Мы наблюдаем тревожную тенденцию: в этом году крупные сети могут отказаться от новогодних акций на шампанское, — заявил Алексей Воронин, коммерческий директор дистрибьюторской компании. — Обычно в декабре цены падают на 15–20% за счёт промоакций. Но в условиях ожидаемого роста акцизов ритейлеры вынуждены пересматривать стратегию. Некоторые уже сейчас закладывают в закупочные цены будущий рост и не будут снижать маржу в декабре — наоборот, могут начать постепенное повышение цен уже в ноябре».
Поправки к Налоговому кодексу преимущественно скажутся на продажах импортного вина. Зарубежные производители не имеют право на возврат части акциза. Это означает, что вся сумма налога навсегда остаётся в его конечной цене и с повышением акцизов импортное спиртное сильно дорожает.
Однако серьёзное повышение цен не обойдет стороной и основных отечественных производителей игристого. «Это не просто индексация — это удар по среднему чеку, — говорит Николай Королев, генеральный директор торгового дома «Абрау», входящего в ГК «Абрау-Дюрсо». — Мы уже пересчитываем себестоимость.В новом году потребитель, к сожалению, заплатит больше».
Похожая ситуация возникала в конце 2019 года, когда перед введением маркировки алкоголя и повышением акцизов в 2020 году россияне массово скупали алкоголь. Тогда ритейлеры зафиксировали рекордный рост продаж в декабре — на 37% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. После Нового года полки пустовали неделями, а цены на популярные бренды выросли на 15–25%. Эксперты утверждают, что в условиях предсказуемого роста цен рациональное поведение — купить сейчас. Особенно когда речь идёт о товаре с ограниченным сроком актуальности, как праздничный алкоголь.
«Производители, разумеется, заранее заложат рост акцизов в отпускные цены. А с учётом других повышающих налогообложение инициатив, затрагивающих весь производственный цикл, потребитель в итоге почувствует существенный и заметный скачок цен. Лично я прогнозирую подорожаниеигристых и тихих вин как минимум на 20%», — сообщает сооснователь Ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь» Олег Николаев.
Традиционно в ноябре стартуют предновогодние акции. Поэтому участники рынка заявляют, что в целях экономии закупкой для праздничного стола необходимо заняться сейчас. Это позволит существенно сэкономить на спиртном в преддверии праздников. А также стоит обращать внимание на российские бренды. Их логистика короче, а зависимость от валютного курса — ниже. Многие из них («Абрау-Дюрсо», «ВедерниковЪ», «Мысхако») уже заявили о том, что их цены не будут расти до конца года.
Новогодняя ночь — время традиций. И для миллионов россиян бокал игристого в полночь не роскошь, а символ надежды на лучшее. Но в 2025 году этот символ может стать дороже. И, возможно, последний шанс встретить праздник по «старым» ценам — уже сейчас.